Мастер-класс для педагогов на тему "Кукла-берегиня"
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 285 Красноармейского района Волгограда»
(МОУ Детский сад № 285)
400082, Россия, Волгоград, ул. Российская, 3а
Тел.62-04-52 (факс), 62-04-50, E-mail: dou285@volgadmin.ru
ОГРН 1033401198698, ИНН 3448019271, КПП 344801001
Мастер-класс для воспитателей
на тему
«Кукла-берегиня »
Подготовил:
воспитатель МОУ Детский сад № 285
Шишкина
Светлана Владимировна
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
на тему «Кукла-берегиня ».
Цель: обмен педагогическим опытом; активизация процессов самопознания и рефлексии, навыков самопрезентации.
Оборудование: лоскутки белой и цветной ткани, вата, нитки, алгоритм изготовления куклы-оберега.
Ход мероприятия:
Выход ведущей (воспитателя в народном костюме):
Собралось гостей со всех волостей.
Слушай, радостный народ,
Собираемся на сход.
Вы сегодня не скучайте,
Места скорее занимайте.
Здесь сегодня без прикрас
Мастер-класс даю для вас!
Вступительное слово (введение в тему):
Какую игрушку вы любите больше всего?
На этот вопрос отвечают по-разному. Кто-то любит плюшевого медведя, кто-то машинку или даже компьютер. А я люблю – куклу! У каждого в детстве была кукла, своя собственная или кукла сестрёнки, мамы и даже бабушки.
В наше время интерес к народной игрушке возрастает. Сейчас можно увидеть в магазинах куклы разных народов, люди коллекционируют их.
Создание игрушки своими руками – настоящее искусство, которое заинтересовывает всё больше и больше людей.
Знать историю кукол – это не только интерес к кукле как игрушке, это и интерес к своим корням, своим традициям. Узнавая историю возникновения «берегини», мы узнаём своё прошлое, узнаём, во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и т.д.
Знакомство с темой (теоретическая информация):
Поэтому тема моей работы «Кукла-берегиня», как первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит своё путь к сердцам детей и взрослых. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Верили, что куклы охраняют и защищают человека от злых сил, болезней и несчастья. Поэтому техника их изготовления не пропала в веках и сохранилась до наших дней.
Приглашение к участию (мотивационный момент):
И сегодня мне хотелось бы передать вам свой опыт работы по созданию оберега.
Приглашаю к участию 4-5 желающих занять свои места за столами.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них – шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно связанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предки опасались:
Чтобы ножницы с иголкой кукол не касались.
Эту куклу создавать, да оно не трудно:
Ткань не резать надо – рвать. Что немного чудно.
Обращение к зрителям:
А чтобы зрители не скучали, мы попросим их помочь нам приступить к работе.
Отгадайте загадку:
Тут и там,
Везде есть я, и такая разная.
Из меня одежду шьют.
На диван обивку вьют.
(ткань)
Итак, дорогие участники, нам понадобится …(ткань).
Перед вами белые и цветные лоскутки. Как вы считаете, какая ткань нам понадобится для работы?
Выслушиваются ответы и предположения.
Уточняется, для чего белая, для чего цветная.
Пока вы выбираете понравившиеся лоскутки, предлагаю следующую загадку уважаемому жюри:
Что нужно к ране приложить,
Чтоб кровь остановить?
Белое, пушистое
И стерильно чистое.
(вата)
Следующий материал, который понадобится для работы … (вата). Нам понадобится небольшой комочек для формирования головы куклы.
Ведущий отрывает кусок ваты, необходимый для работы и
предлагает участникам сделать то же самое.
И снова нам нужна помощь зала.
Может влезть иголке в ушко
Тонкая её подружка.
Вместе шов проложит прытко.
Как зовут подружку?
(нитка)
Итак, весь необходимый материал мы подготовили.
Предлагаю вашему вниманию алгоритм изготовления куклы-берегини.
Показ (объяснение действий по алгоритму сопровождается показом).
Практическая часть.
А теперь, уважаемые участники, предлагаю вам изготовить свою куклу-оберег.
Игра со зрителями.
В этом зале все друзья,
Мы и вы, и ты, и я.
Потолкай своих соседей!
Мы теперь одна семья!
В этом зале все друзья,
Мы и вы, и ты, и я.
Пощипай своих соседей!
Мы теперь одна семья!
В этом зале все друзья,
Мы и вы, и ты, и я.
Обними своих соседей!
Мы теперь одна семья!
В этом зале все друзья,
Мы и вы, и ты, и я.
Улыбнись своим соседям!
Мы теперь одна семья!
От ваших улыбок стало светло и тепло. Я вижу, что в нашем зале живёт детство.
Презентация творческих работ
Наши участники закончили работу. Куклы-обереги готовы!
Прошу всех на подиум!
Рефлексия
Обращение к участникам
- Покажите ваши работы и поделитесь мыслями и эмоциями.
Ответы 2 человек.
- Было ли вам сегодня сложно выполнять эту работу?
Ответы 2 человек.
- Какие эмоции и чувства вы испытывали во время изготовления куклы-оберега?
Ответы 2 человек.
- Как вы сможете применять полученный опыт в своей работе?
Ответы 2 человек.
- В каком уголке своего дома вы поселите куклу-берегиню?
Ответы 2 человек.
Обращение к зрителям
Уважаемые гости, как вы считаете, понадобятся ли полученные знания и умения в дальнейшей работе педагогов?
Ответы 1 человека.
Но наши участники не справились бы без вас – активных помощников-зрителей!
Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой.
И защита на века от любого лиха.
Спасибо всем за участие, внимание, совместное творчество.
До новых встреч!